Музыкальное отделение представлено следующими направлениями: фортепиано, хоровое пение, эстрадное пение, струнные инструменты, духовые инструменты и народные инструменты.
На базе музыкального отделения работают Образцовый самодеятельный коллектив хор «Гармония», ансамбль народной песни «Горенка», ансамбль народной песни «Светелка», оркестр русских народных инструментов, инструментальный ансамбль преподавателей ДШИ «Контр-Бас», неоднократные лауреаты международных, областных, городских конкурсов и фестивалей.
На данном отделении обучается более 300 учащихся. Основной преподавательский состав - 30 педагогов.
Музыкальное отделение реализует две программы: предпрофессиональную и общеразвивающую.
Общеразвивающая программа представлена направлением «Хоровое пение» и «Эстрадное пение». Обучение проводится в филиале на базе МБОУ Естественного-математического лицея №20, в рамках программы ансамбля народной песни «Горенка» (смотреть подробнее) и в рамках новой общеразвивающей программы Эстрадного отделения.
В программу обучения по общеразвивающей программе «Хоровое пение» включены следующие дисциплины:
- Хоровое пение
- Сольфеджио
- Слушание музыки
- ОКФ
Программа «Эстрадное пение» включает в себя следующие дисциплины:
- Эстрадный вокал
- Вокальный ансамбль
- Инструмент по выбору
- Актёрское мастерство
По окончании обучения выпускники получают свидетельство об окончании Школы искусств по данной программе.
О дисциплинах
Хоровое пение
В процессе изучения данного предмета учащиеся осваивают основы хорового исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют музыкальный кругозор. На уроках хорового исполнительства развивается детский голос, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.
Сольфеджио
Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных общеобразовательных программ в области искусств.
Слушание музыки
Данный предмет ориентирован на музыкальное и интеллектуальное развитие детей. Курс «Слушания музыки» даёт возможность приобщить ребёнка к музыкальной культуре уже с начального этапа обучения в школе. На уроках дети учатся слушать, понимать и анализировать музыкальные произведения, развивают вкус и расширяют кругозор. Изучение этого предмета помогает в формировании межпредметных связей не только с другими музыкальными дисциплинами, но и предметами общеобразовательной школы, такими, как литература, история, география, МХК и др.
ОКФ
Общий курс фортепиано ставит перед собой следующие цели и задачи: развитие музыкальных способностей, приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано, ансамблевой игры, чтения с листа, самостоятельной работы над произведением, исполнение большого количества произведений различных жанров и стилей, развитие творческих способностей ученика, приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования.
Предпрофессиональная программа представлена следующими направлениями:
- Хоровое пение
- Фортепиано
- Струнные инструменты
- Народные инструменты
- Духовые инструменты
В программу обучения по предпрофессиональной программе включены следующие дисциплины:
С 1 по 3 класс
- Слушание музыки
С 4 по 8 класс
- Музыкальная литература
Остальные дисциплины изучаются с 1 по 8 класс включительно:
- Специальность (хоровое пение, фортепиано, струнный, духовой или народный инструмент в зависимости от направления обучения)
- Сольфеджио
- ОКФ
- Хор (как дополнительный предмет для учащихся инструментальных направлений)
- Ансамбль (для учащихся инструментальных направлений)
В ходе образовательного процесса учащиеся могут стать участниками народного оркестра, ансамбля скрипачей, народного хора, ансамбля народной песни «Светёлка», концертного хора «Гармония».
О дисциплинах
Специальность
Данная дисциплина меняется в зависимости от направления образования:
- Хоровое пение
На уроках хора учащиеся развивают слух, чувство ритма, память, артистизм и музыкальность, формируют умения и навыки хорового исполнительства, самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтения с листа, приобретают опыт публичных выступлений.
- Фортепиано
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
- Скрипка, флейта, гитара, домра, балалайка, баян
Данный предмет направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на инструменте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Сольфеджио
В рамках этой дисциплины дети изучают нотную грамоту основы теории музыки, развивают чувство ритма и слух, учатся читать с листа и писать музыкальные диктанты.
Слушание музыки
На уроках дети учатся слушать, понимать и анализировать музыкальные произведения, развивают вкус и расширяют кругозор. Изучения этого предмета помогает в формировании межпредметных связей не только с другими музыкальными дисциплинами, но и предметами общеобразовательной школы такими, как литература, история, география, МХК и др. Предмет является базой для дальнейшего изучения музыкальной литературы.
Музыкальная литература
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
ОКФ
Общий курс фортепиано расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Ансамбль
Ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
По окончании обучения выпускники получают документ установленного образца.