Воспитание и укрепление духовно-нравственных и культурных ценностей российской молодежи остается одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями и учреждениями культуры. Расширение горизонтов личности, необходимость быть креативным вне зависимости от рода занятий – таковы современные тенденции развития общества. Особую ценность в развитии креативного мышления приобретает искусство. Однако, согласно актуальным социологическим опросам, в молодежной среде отношение к искусству становится все более потребительским, кроме того, оно воспринимается как сложное, а иногда и шокирующее явление.
Утилитарное восприятие искусства в целом негативно отражается на формировании культурной идентичности молодежи. Общее снижение уровня культуры отмечается даже среди тех, кто получает или уже получил высшее образование. Виртуальное общение в социальных сетях почти полностью перекрывает потребность молодых людей в живом контакте с искусством, что подтверждается исследованиями.
Изменение отношения к искусству возможно при смене традиционных форм его популяризации. Расширение представлений об искусстве через опыт взаимодействия, в том числе собственный творческий опыт будет содействовать улучшению ситуации. Согласно социологическому опросу Центра социального проектирования "Платформа", важную роль для решения такой задачи, как практическое знакомство с искусством, играет арт-пространство, в котором зритель смог бы взаимодействовать с автором в различных форматах.
Образовательный потенциал искусства для широких масс до сих пор остается недооцененным. Обучение в творческой атмосфере художественной мастерской, наставничество, преемственность поколений – это традиционная форма обучения в российской художественной педагогике. Погружение в творческий процесс, совместная работа при сохранении индивидуальности – важные «компоненты» занятий в творческой мастерской.
Особо интересен в этой связи образовательный потенциал эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы). Необходимость обработки печатной формы, тактильное взаимодействие с материалом, неизвестность и непредсказуемость результата неизбежно благотворно влияет на мозговые процессы, развивает моторику рук.
Опыт работы в эстампе положительно отражается на творческой и трудовой деятельности как художника, так и дизайнера. Это мнение поддерживается и ведущими преподавателями Школы Дизайна НИУ ВШЭ (г.Москва), на базе которой открыта магистратура с профилем "Печатная графика и иллюстрация"; печатная мастерская работает для студентов Института Бизнеса и Дизайна (г. Москва).
За длительный период преподавания факультатива "Печатная графика" на художественном отделении Детской школы искусств г. Пскова был выявлен устойчивый интерес к различным техникам эстампа среди обучающихся среднего и старшего школьного возраста. Атмосфера мастерской, в которой можно поучиться у наставника, совместно поработать является стимулом для развития и выбора дальнейшего профессионального обучения: за последние 7 лет из 15 учеников, прошедших обучение эстампу, 10 продолжили обучение в высших и средних учебных заведениях.
Интерес к занятиям эстампом сохраняется и после окончания Школы искусств - художественные выставки выпускников - студентов художественных и дизайнерских ВУЗов нередко проходят в стенах школы. Однако за пределами возможности поработать в печатной мастерской этот интерес угасает.
Все меньше выпускников художественных и дизайнерских учебных заведений стремятся вернуться в Псков, в том числе и из-за отсутствия творческой среды, возможности общения в едином творческом пространстве с единомышленниками.
Одно из самых существенных препятствий для популяризации искусства графики - низкая осведомленность о нем в обществе. Об этом в том числе свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного командой проекта. В частности, 24% опрошенных не знают, что такое печатная графика, с понятием «эстамп» не знакомы уже 40% респондентов, при том, что эстамп – это обобщенное название произведений печатной графики. Тем не менее, возможность узнать о редких техниках гравюр, поучаствовать в их создании при помощи специального оборудования привлекает около 90% от общего числа опрошенных.
Открытая мастерская печатной графики, в которой все желающие смогут изучить техники эстампа, станет новым уровнем развития инфраструктуры в сфере культуры г. Пскова. Один из принципиально важных результатов реализации проекта заключается в том, что графическое искусство, и, в частности, процесс создания эстампа, станет доступным для широкого круга общественности. Создание подобного арт-пространства обеспечит условия для реализации творческого потенциала, укрепление духовно-нравственных ценностей не только старшеклассников, молодежи, но и всех псковичей, которые интересуются искусством. А мастера-графики, художники и творческие жители Пскова получат возможность принимать участие в выставках, расширять свой круг общения в творческой среде, что будет способствовать укреплению самоидентификации личности.
Наша цель:
- Приобщение жителей Пскова к традиционным духовно-нравственным ценностям посредством создания открытой мастерской печатной графики, в которой будут проходить систематические занятия по обучению эстампу студентов художественных и дизайнерских специальностей, рабочей молодежи, школьников старших классов общеобразовательных школ с последующей демонстрацией итоговых работ на выставочных площадках города
- Популяризация эстампа среди широкого зрителя г. Пскова посредством организации цикла из 6 лекций-бесед и 6 выставок, посвященных искусству печатной графики
Наши задачи:
- Создать уникальный обучающий курс «ПроГрафику», который включает в себя методическую, теоретическую и практическую подготовку работы в основных техниках эстампа.
- Оборудовать мастерскую эстампа, отвечающую всем профессиональным требованиям к печатным мастерским
- Обеспечить информационное продвижение проекта в СМИ на протяжении всего времени реализации
- Провести ознакомительную встречу - анонс обучающего курса «ПроГрафику»
- Обучить 120 представителей студенчества и молодежи творческих специальностей
- Популяризировать эстамп среди широкого зрителя г. Пскова посредством организации цикла из 6 выставок и лекций-бесед, посвященных искусству печатной графики
- Издать каталог выставки «Доступный эстамп», буклет по итогам проекта
- Провести итоговую выставку "Доступный эстамп" графических работ молодежи, прошедшей обучение в открытой печатной мастерской
- Проанализировать проведённую работу по реализации проекта
- Создать организационный комитет по реализации проекта
Наша целевая аудитория:
- студенты ПсковГУ, ПОКИ художественной и дизайнерской специальностей
- представители рабочей молодежи от 18 до 35 лет
- жители г. Пскова, увлекающиеся изобразительным искусством
- школьники старших классов общеобразовательных учебных заведений Пскова, в возрасте от 14 до 17 лет